Блокфлейта альт
Занимаюсь с новой взрослой ученицей на альтовой блокфлейте. В моей практике такое впервые - начинать с азов именно на альте. Обычно же все на сопранках учатся. Только потом при желании и возможности, или если играют в консорте, переходят на альт, тенор, бас, сопранино. Для нас кажется естественным начинать с блокфлейты сопрано. Она маленькая, до-мажор, опять же. Так сложилось еще в Советском Союзе, потому что в 70-е годы преподаватель по гобою Иван Федорович Пушечников привез из Германии несколько сопрановых блокфлейт. Он увидел их в музыкальном магазине и купил, ничего не зная о том, что это за инструменты. Просто они пленили его сердце)) А потом он придумал такую систему: учить всех духовиков сначала на блокфлейте, чтобы не терять время в младшем школьном возрасте, когда еще тяжело физически осваивать "настоящие" духовые - гобой, кларнет, трубу. Ему удалось продвинуть свою методику и получить добро в высших инстанциях. Так, благодаря Ивану Федоровичу и вопреки многолетнему железному занавесу блокфлейта очутилась в СССР. Это был, несомненно, прорыв и плюс. Но из-за практического отсутствия информации вместе с "ребенком" к нам попало изрядное количество "воды". Во-первых, представление о блокфлейте, как о неполноценном инструменте, дудочке для детей. Ну, что тут скажешь: не классика - не музыка, не кларнет - не инструмент. Тут уж без комментариев... Во-вторых, представление о том, что блокфлейта сопрано - если не единственный, то основной и базовый вариант блокфлейты. Остальные разновидности - та же сопрано, только больше по размеру (или меньше). Помню, как я удивлялась, увидев иностранные пособия, посвященные специально блокфлейтам альт или тенор. Чего их отдельно изучать-то? Это жеж то же самое! А между тем далеко не то же. В Европе обучение начинают с блокфлейты АЛЬТ !!! До 4-го класса играют только на ней! У нас сразу возникает вопрос: почему? Она не такая высокая по диапазону. Для детских, да и взрослых, ушей порой тяжело битый час слушать пищание 2-й и 3-й октав (в которых реально звучит сопрано, хотя записывается в 1-й и 2-й). Это пищание особенно пронзительно и сипло как раз в начале, когда нежно играть ни у кого не получается. А уж если это занятие в группе - тушите свет! Эффект ультразвука я сама наблюдала, когда уже к середине занятия некоторые чувствительные дети закрывают уши и говорят, что больше не могут. Татьяна Анатольевна Рокитянская рассказывает, что на второй год, когда начинаются уроки гуслей, многие дети вздыхают с облегчением и выбирают потом именно их в противовес блокфлейте. С диапазоном связана и техническая трудность, иногда совсем непреодолимая для маленьких детей. Чтобы сыграть высокую ноту точно и красиво (а порой и в принципе умудриться ее сыграть), нужно поджимать гортань, делать звук более плоским, как при пении. На альтушке ноты все-таки пониже. И далее, любимый до-мажор. Если вдуматься, как раз на альте-то мы с него и начинаем. Первые 3 ноты (левая рука наверху) на сопрано - СИ ЛЯ СОЛЬ и далее СОЛЬ-мажор, а на альте - МИ РЕ ДО и далее ДО-мажор. В общем и целом и короче, переписываю я в до-мажор книгу Татьяны Анатольевны "Блокфлейта в группе" И еще с недавних пор окончательно решила, что пора научиться перестраивать голову из C в F. И перестать переписывать партию альта, как будто это сопрано)) Уже получается! И огромное спасибо за это Анне, которая решила наконец учиться на блокфлейте альт! Источник: Дневник любителя блокфлейты | |
| |
Просмотров: 394 | | | |
|
Всего комментариев: 0 | |