person_outline
  

Метроритм
Метрортим

Важнейшее понятие, включающее в себя два способа организации звуков во времени: метр и ритм.


Метр – это пульсация в музыке, равномерное чередование сильных и слабых долей.
Ритм – это сочетание различных длительностей и пауз.


Ритм возможен без метра.
В старинной музыке много образцов записи музыки без разделения на такты, без размера, без пульсации сильных и слабых долей, понятие доли вообще отсутствует.
Музыка записывалась разными длительностями, но эти длительности никак не организовывались, исполняясь приблизительно, исходя из ощущения, что одни ноты короче, другие длиннее. Чаще всего такая нотная запись встречалась в вокальной (церковной) музыке, где присутствовал текст, и ритм ориентировался на этот текст, а также на дирижирование регента, показывавшего певцам, сколько надо тянуть разные ноты.



В этом примере нет размера и нет тактов, за исключением тактовых черт в конце строк.  Произведение исполняется исходя из представления о длинных нотах (половинные) и нотах вдвое короче этих половинных (четверти), акценты ставятся в соответствии с текстом.
  • Примерно так обучают счёту на самых первых уроках музыки: есть длинные ноты (половинные), и есть ноты вдвое короче (четверти). Или наоборот: есть как бы основная  длительность (четверть), а есть длительность вдвое длиннее (половинная), которая состоит из суммы двух четвертей, мысленно, внутренним слухом, сложенных вдвое.
    Недостаток такой системы обучения счёту в том, что у ученика сразу формируется представление о четвертной длительности как о ноте, имеющей какое-то зафиксированное  время её исполнения, причём абсолютное время, т.к. на первых уроках темп обычно берётся довольно медленный, и ощущение четверти (и половинной тоже) привязывается к этому темпу, потом ученик будет воспринимать эти длительности как достаточно медленно исполняемые.
    Что в корне неправильно, ибо любая длительность не имеет никакой точной временной фиксации (то есть четверть, к примеру, вовсе не тянется примерно секунду или даже две), а зависит исключительно от темпа данного произведения.
    Четверть может быть очень быстрой, если темп, скажем,
    Prestissimo, а шестнадцатая довольно  медленной, если темп, например, Adagio molto.

     
Впоследствии была осознана необходимость делить музыкальную ткань на одинаковые отрезки времени с подчёркиванием начала каждого такого отрезка, что создавало пульсацию, равномерность чередования музыкальных отрезков.
Во многом это было продиктовано тем, что профессиональная музыка, изначально родившаяся в лоне церкви, и бывшая сугубо вокальной, опиравшейся на текст, обычно декламационного характера, с течением времени стала включать в себя и искусство народное, в котором были танцы и песни   –  в синкретическом единстве, а также с аккомпанементом на музыкальных инструментах.
Эта народная музыка, связанная с движением тела и часто с перкуссией (перкуссионные музыкальные инструменты – самые древние), была очень чётко пульсирующей, акцентированной, в ней подчёркивались отдельные ноты, и это давало возможность танцевать, петь и играть в быстром темпе, отталкиваясь от этих упругих сильных акцентов.
Это привело к введению понятий размера, доли, такта – то есть
метра.


Метр – это система упорядочивания акцентов, умещения всех длительностей и пауз, которые употребляются в музыкальном произведении, в определённые отрезки времени, называемые долями.

Доля – это самое фундаментальное понятие в метроритме, то, что сложнее всего осознаётся и ощущается начинающим музыкантом.  Без ясного представления о том, как организованы во времени музыкальные звуки с помощью долей, невозможно научиться играть и петь.

Что же такое доля?
Это счётная единица метра, кирпичик, лежащий в его основе. Это тот удар пульса, который мы ощущаем, слушая музыку, это каждый шаг метра. Все доли ровны, одинаковы по размеру – то есть по времени, как одинаковы кирпичи, из которых построено здание.

Некоторые доли выделены сильными акцентами – и это сильные доли, с них начинается отсчёт долей, такая сильная доля воспринимается на счёт «раз».
  • NB: я буду здесь и далее выделять красным цветом сильную долю
Но есть и более слабые доли, их мы считаем на «два», «три», «четыре» и т.д. в зависимости от того, сколько их. А их количество мы определяем по сильным акцентам – по сильным долям: вот прозвучала доля на «раз», мы считаем дальше, и в какой-то момент услышим акцент: очередную сильную долю.
Сколько всего мы насчитали ударов пульса (или шагов, или ровных временных кирпичиков) вместе с этими акцентами?
Если этих шагов (ударов пульса) всего два («раз» - «два», «раз» - «два»), значит, и долей всего две.

Если мы насчитали три шага («раз» - «два» - «три», «раз» - «два» - «три»), где первый самый сильный, а два остальных слабее – значит, долей три.
Если мы насчитали четыре шага («раз» - «два» - «три» - «четыре», «раз» - «два» - «три» - «четыре»), где первый самый сильный, а три  остальных слабее – значит, долей четыре.


И т.п.
Отрезок от сильной доли до следующей сильной доли называется
тактом.
От того, сколько долей в такте, зависит определение метра.

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Двухдольные метры состоят из двух долей, каждая из которых может быть представлена любой длительностью.
Это размеры  2/4,  2/8,  2/2,  2/16  и т.д.
В каждом из них мы считаем на «раз» - «два».
Потому что верхняя цифра этих размеров – двойка, 2.

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.
Трёхдольные метры состоят из трёх долей, каждая из которых также может быть представлена любой длительностью.
Это размеры  3/4,  3/8,  3/2,  3/16  и т.д.
В каждом из них мы считаем на «раз» - «два» - «три».
Потому что верхняя цифра этих размеров – тройка, 3.

Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми.
Все размеры их, выражающие их, тоже называются простыми размерами.


Что такое размер?

Размер – это дробь, верхняя цифра которой показывает, сколько долей находится в каждом такте, а нижняя цифра показывает, какую длительность мы приняли за долю (т.е. на сколько будем считать, и какие длительности будем считать).

Так, размер  2/4 показывает, что долей две (верхняя цифра 2), то есть мы считаем на «раз» - «два», а  считать мы будем четверти (на это указывает нижняя цифра 4).

Размер  3/8 показывает, что долей три (верхняя цифра 3) и мы будем считать на «раз» - «два» - «три», а считать мы будем восьмые (на это указывает нижняя цифра 8).
Это простые размеры  (на 2 и на 3).

При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры.

Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.
Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.
Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами.
Это такие размеры, как 4/4, 4/8, реже встречается 4/2,
6/4, 6/8, реже встречается 6/16,
9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16,
12/8 , реже встречается 12/16.


От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие – смешанными размерами.
Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.
Строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих.

Размер 5/4 можно представить себе как сумму размеров 2/4 и 3/4;
Размер 7/4 – как сумму размеров 3/4 и двух размеров 2/4.

Простые размеры, из которых состоят смешанные размеры, могут быть в разных вариантах: например, в 5/4 может быть 2/4+3/4 или 3/4+2/4.   
И т.п.

 
  • Итак, метр – это равномерная пульсация сильных и слабых долей, он выражен размером, в котором показано количество долей в такте (верхняя цифра) и длительность, которую мы принимаем за долю (нижняя цифра), такт – это отрезок от сильной доли до следующей сильной доли, а сама доля – это тот удар пульса, тот шаг, которые мы и считаем.

Здесь важно понять, что доля – это не только сама длительность, но и совокупность всех длительностей, входящих в неё, например, если долей является четверть, то она может включать в себя множество более мелких длительностей и пауз.

Если применить метр к тому примеру церковной музыки, который дан на первой странице, то пример будет выглядеть уже так:


В нём появился размер 4/4 (иногда он обозначается буквой  С, и в этом примере тоже) и такты, в каждом из которых по 4 доли (на это указывает верхняя цифра размера 4/4).
Рассмотрим эти такты и разберём, как представлены в них доли.
В 1-м такте две ноты (две половинные), во 2-м такте три ноты (одна половинная и две четвертные), в 3-м такте четыре ноты (они все четвертные).
Дальше всё примерно так же.
Здесь у начинающих музыкантов сразу возникает вопрос:
- А почему в одном такте две ноты, во втором три, а в третьем четыре? Что же надо считать и как?
- Считать надо не ноты.
Считать надо доли.
А в каждой доле одного и того же произведения может быть сколько угодно нот и пауз любой длительности.
- Сколько угодно? Это как?

- Правильный вопрос. На самом деле не сколько угодно, а ровно столько, сколько суммарно составляет долю.
В данном примере долей является четверть (нижняя цифра размера 4/4 или С).
Этих четвертей в такте должно быть четыре (верхняя цифра размера 4/4).
Каждая четверть является здесь долей, мы считаем каждую четверть на один счёт.
В 3-м такте как раз четыре четвертушки, мы их считаем «раз» - «два» - «три» - «четыре». На «раз» - сильная доля, начало такта. И здесь мы наглядно видим четыре доли.
В 1-м и 3-м такте тоже четыре доли. Везде четыре доли, но они выражены по-разному, разными длительностями. Нам важно понимать, что суммарно эти длительности должны составлять 4 четвертных ноты.
Поэтому в 1-м такте мы суммируем две четверти в первой половинной ноте, и ещё две четверти во второй. Считаем первую половинную на «раз» - «два», а вторую на «три» - «четыре». Итого у нас получается четыре доли (четыре счёта), но две ноты, в каждой из которых два счёта.
Во 2-м такте мы суммируем две четверти в половинке (считаем «раз» - «два»), а дальше считаем четверти, каждая на один счёт: «три» - «четыре». У нас опять четыре доли (четыре счёта), но уже три ноты.
И наконец, в 4-м такте на каждую долю приходится по одному счёту и по одной ноте, потому что эти ноты – четверти, а их-то мы и считаем (нижняя цифра размера).
Напоминаю: мы считаем не ноты, не длительности, а доли, и доля с длительностью полностью совпала только в 4-м такте.

 
  • Теперь нам можно понять, чем отличается метр от ритма.
    Метр – это подсчёт долей, он выражен размером. Мы считаем некий пульс, шаги, которые мы слышим в музыке. Эти шаги могут состоять каждый из одной ноты (как в 3-м такте, и это проще всего).
    Либо все ноты, которые составляют долю (шаг, удар пульса) могут суммироваться или дробиться.
    И вот это суммирование или дробление нот, которые входят в долю, называется
    ритмом.
    Ритм – это огромное разнообразие всех длительностей нот и пауз, которые умещаются в том пульсирующем отрезке времени, который называется долей.
    А всё вместе это называется
    метроритмом.

    Метр – это сетка, с чёткими и ровными ячейками-долями, и в каждой такой ячейке может быть суммарно столько длительностей и пауз, сколько может вместить в себя одна доля (её показывает нижняя цифра размера).
    Если доля у нас – четверть, то какие длительности могут в неё входить, учитывая, что в музыке все длительности делятся на два и на числа, кратные двум?


Нас интересует именно четверть:



Если взять только восьмые и шестнадцатые длительности, то комбинации длительностей и пауз, суммарно составляющих четверть, могут быть, например, такими:



В каждом такте здесь находится одна четверть, выраженная разными способами.
Размер этого примера можно представить тоже по-разному: 1/4,      2/8, 4/16.
Это зависит от того, какие длительности нам надо считать (что мы будем считать долей, какая у нас нижняя цифра).
Если мы будем считать четверти (размер 1/4), то нам сложно будет сосчитать ритмический рисунок, состоящий в основном из шестнадцатых нот и пауз.




Даже если мы будем считать восьмые (размер 2/8), это тоже будет сложновато, хотя уже легче, потому что мы можем тут использовать привычное нам дробление на раз-и, два-и.



Проще всего здесь представить этот пример в размере  4/16 и считать шестнадцатые ноты и паузы на «раз» - «два» - «три» - «четыре».



А если нам взять пример с размером 4/4 и вписать туда все эти комбинации?



И окажется, что это очень сложно сосчитать.
Но представим, что мы считаем на 4/16, разобьём такты соответственно – и сразу считать станет легко.
Этот приём следует применять всегда, когда есть дробление на мелкие длительности в рамках размера, где доля выражена более крупной длительностью, например, четвертью. Мы сразу же дробим мысленно этот размер так, чтобы было удобно считать мелкие длительности, мысленно ставим тактовые черты там, где их нет, и считаем так, как будто у нас доля выражена этой мелкой длительностью:




Сравним этот рисунок с предыдущим рисунком – и увидим, что они абсолютно идентичны, только в первом рисунке размер 4/4, а во втором мы представили себе этот размер как 4/16, и считаем шестнадцатыми.
Например, как нам просчитать такой ритм:
Пример №1



Здесь «раз» - «два» - это метрические доли, но в этих долях есть дробление на шестнадцатые, как их просчитать?
Применяем приём представления тактов с шестнадцатыми в виде тактов с более мелким размером 2/8. Он тоже двухдольный, как и 2/4, но за единицу счёта (долю) мы здесь берём не четверть, а восьмую:



Это такты 2 и 3 из первого примера, а в 4-м такте мы вернулись в первоначальный размер 2/4, т.к. в нём нет дробления на мелкие длительности.
Если сравнить пример в размере 2/4 и пример в размере 2/8, то они совершенно одинаковы, разница в размере и лишних тактовых чертах, которые позволяют представить часть доли размера 2/4 как целую долю размера 2/8, что облегчает нам счёт.



Для того, чтобы было возможно такое дробление, необходимо начало каждой доли выделять акцентом. Первая доля всегда акцентирована, но и другие доли начинаются с акцента – только это микроакцент.


Что даёт акцент и микроакцент? Он показывает начало каждой доли, точку отсчёта, атаку звука, с которого начинается доля.
Ритм – это соотношение длительностей, точнее – моментов взятия звуков в музыке, атаки звука.
Делая начало каждой доли акцентированным, мы можем представить себе эту долю раздробленной, написанной в более мелком размере, как в данном примере: мы представили размер 2/4 как  2/8 + 2/8,  в результате 2-й и 3-й такт раздробились на два такта каждый, и в них появились две доли: группа из двух шестнадцатых как одна доля, и одна восьмая как другая доля.

Легче всего всё это понять, если использовать
дирижирование.


В дирижировании есть три основные схемы: на 2 доли, на 3 доли и на 4 доли.
Их обычно обозначают как на 2/4, на 3/4       и на 4/4, но это неправильно, потому что размеры бывают разные, а схемы дирижирования показывают не конкретный размер, а метр: двухдольный, трёхдольный или четырёхдольный.
Все остальные размеры и схемы дирижирования так или иначе основаны на этих трёх основных.
Схемы даны для правой руки:



Начало каждой доли в дирижировании берётся толчком, рука как бы ставит точки в воздухе, акцентируя каждую долю, двигаясь упруго.
Это показывает, что каждую долю можно представить началом такта, сильной долей в более мелком размере, если есть затруднения со счётом и требуется дробление проблемных долей для удобства счёта.


Пример №2:



Раздробим этот такт на два такта в другом размере (2/8).

Это первая половина примера №1 в новом размере, мы представили её  как два такта:


Это вторая половина примера №1, с ней сделано то же самое:



Мы можем раздробить этот пример ещё детальнее, взяв, например, 3-ю долю:



и представив её в размере  4/16:



Если в размере 2/8  мы делим  и считаем этот фрагмент на две доли, то в размере 4/16 будем считать на четыре.

Если мы продирижируем все примеры, особенно те, где есть раздробление долей такта на более мелкие доли в других размерах, и будем дирижировать эти фрагменты именно в этих размерах – нам будет гораздо легче представить себе, как звучат во времени эти сложные фрагменты.

Таким образом, каждый раз, когда нам сложно просчитать доли с мелкими длительностями, мы представляем эти доли в других размерах, пропорциональных исходному размеру, исходя из того, что в музыке всё делится на два:
размер 4/4 это то же самое, что 8/8 или 16/16, а одну долю  размера 4/4 можно представить как  размер  1/4 , 2/8  или 4/16.
Потому что одна доля размера 4/4  – это одна четверть, а в четверти содержится две восьмых и четыре шестнадцатых.



© Марина Махорина, 2021

Скачать статью
 
Категория: Музыка как modus vivendi | Добавил: igraj-poj (17.11.2024) | Автор: Марина Махорина
Просмотров: 17 | Теги: теория музыки | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar